Педагогическая
деятельность – это тот вид деятельности, на результат которой оказывает влияние
характер отношений между ее участниками. Успешное решение сложных и
ответственных задач обучения и воспитания младших школьников в решающей степени
зависит от личности учителя, его нравственной позиции, профессионального
мастерства, эрудиции и культуры.
Учитель
и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке
и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный
процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы
глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.
Какими
средствами и путями достичь духовной общности учителя с учениками – этой
первоосновы всех успехов в обучении и воспитании?
Опыт
убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая
деятельность зависит от авторитета учителя.
Авторитет
педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося.
Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной,
приписывается компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация
авторитета. Авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно
характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному
педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот
авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает
учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое
его слово
"
Для ребят идея неотделима от личности, - писала Н.К.Крупская. – То, что говорит
любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит
презираемый или чуждый им человек” [15;265]. Только при правильных
взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять,
подобрать особый ключ к каждому.
Проблемой
авторитета учителя – воспитателя занимались Андриади И.П., Кондратьев М.Ю., Крупская
Н.К., Макаренко А.С., Самуйленков Д.Ф., Станкин М.И., Сухомлинский В.А, и др..
Ученые
Макаренко А.С, Станкин М.И. разграничили в своих трудах истинный и ложный
авторитет, выделили виды ложного авторитета.
Андриади
И.П., Кондратьев М.Ю., Самуйленков Д.Ф. занимались изучением компонентов авторитета
и пути его формирования.
О
значении авторитета учителя-воспитателя говорили очень многие педагоги и
психологи (Амоношвили Ш.А. ., Крупская Н.К., Кондратьев М.Ю., Лихачев Б.,
Макаренко А.С.,Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и др.).
В
связи с этим актуализируется проблема авторитета учителя- воспитателя. Исходя
из этого мы выбрали тему нашего исследования : " Авторитет учителя- воспитателя
как педагогический феномен”.
Объект
нашего исследования: авторитет учителя- воспитателя.
|